Николай
Иванович
Путилов
Предприниматель не «из барыша», а «из патриотизма»*
Общий вид пулелитейной мастерской во время работы

* «50 знаменитых бизнесменов XIX – начала XX в.», Ю.Пернатьев, 2004 г., издательство «Фолио», г.Харьков

«
И у эволюции есть свои великие: герои и жертвы.
И для них, что не век, то «век железный».
О них и будем рассказывать в нашем новом
проекте «Русские эволюционеры».

»
Путилов Николай Иванович
То, что один человек может подменить целую отрасль, да ещё такую, как ВПК, конечно, преувеличение, но нечто похожее в отечественной истории бывало. Примером тому Николай Иванович Путилов. Как его в своё время называли, предприниматель «не из барыша, а из патриотизма». Металлург, строитель, изобретатель и большой знаток военного производства.

После неудачной для России Крымской войны, которую мы проиграли среди прочего и потому, что пытались воевать устаревшим парусным флотом против винтового, именно Путилов, чтобы сорвать западные планы по блокаде Кронштадта, совершил по просьбе Великого Князя Константина Николаевича подвиг достойный Геркулеса. Рассказывают, будто бы князь вызвал Путилова и сказал ему: «Можешь ли ты сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет - вот тебе мои личные двести тысяч». «Могу», - ответил Путилов. Не исключено, что легенда. Только вот сам факт, что Путилов сделал «невозможное» возможным – реальность.
Герб Путиловых
В течение года он собрал в единый кулак 20 разрозненных частных заводов, заводиков и мастерских Петербурга. Составил детальный план всего процесса по производству паровых машин, котлов и материалов для винтовых кораблей. Другого пути просто не было: паровые двигатели в Россию ввозили тогда из-за границы, а война эту возможность закрыла. Полагаться приходилось лишь на собственные силы. Это и сделал Путилов. Он построил к намеченному сроку, как и обещал, 67 винтовых канонерских лодок и 14 корветов. Не говоря уже о 3 плавучих доках и ремонтной мастерской на Кронштадтском пороховом заводе. Все суда были хорошо вооружены и приспособлены к действиям на мелководье Финского залива. После появления у русских берегов этих шустрых путиловских «детей» о блокаде уже не могло быть и речи. Французский адмирал Пэно писал по окончании войны: «Паровые канонерки, столь быстро построенные русскими, совершенно изменили наше положение».

Впрочем, сам Путилов предпочитал рассуждать не о собственных талантах, а о гении русского рабочего человека. В своей речи на открытии Всероссийской выставки Путилов вспоминал: «За три месяца вчерашние безработные прядильщики построили три десятка паровиков и они же, бывшие прядильщики, работали на них машинистами». Действительно, мотористами на новых канонерках и корветах стали его же бывшие рабочие. И сумел настоять на своём.
В 1857 году уйдя в отставку, Путилов, опираясь на поддержку всё того же Великого Князя, занялся горнозаводской промышленностью. Впервые организовал в Финляндии производство железа из чугуна, выплавляемого из озёрных (или, как иногда говорят, «болотных» руд), и для этой цели построил там три завода. Причём, как скоро выяснилось, изготовленные из этой стали котельные листы имеют более высокое качество, чем импортные английские. С тех пор Путилов, уже никогда и ни от кого не скрывал своего заветного желания «заткнуть иностранца за пояс».
Николай Иванович Путилов и Павел Матвеевич Обухов
В 1864 году вместе с компаньонами Путилов начал строить близ Петербурга сталелитейный завод, названный Обуховским. (Павел Обухов – талантливый русский инженер и учёный-металлург). На этом заводе впервые в России стали выпускать бронепробивающие снаряды и делать, как для сухопутного, так и для морского военных ведомств, орудия самых больших калибров. Там же изготавливались стальные нарезные орудия, которые благодаря применению разработанного Павлом Обуховым способа производства высококачественной литой стали, выдерживали свыше 4 тысяч выстрелов. Эта продукция, как писали в то время, «освободила русское правительство от зависимости от Круппа». Изобретение было Обухова, но в дело оно пошло лишь благодаря Путилову. Шесть лет Обухов пытался внедрить своё изобретение, обивая пороги различных ведомств, награждён был даже орденом за своё изобретение, но толка так и не добился. Пока не встретился с Николаем Путиловым. Именно он выбил кредит из казны, привлёк частных инвесторов, получил бесплатно участок земли под Петербургом и основал завод.
В 1868 году Путиловым покупает железоделательный и сталелитейный завод (сначала назывался Путиловский, потом «Красный Путиловец», теперь Кировский). И здесь он организовал оружейное производство и выплавку стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью от Англии: заказы стальных орудий за рубежом снизились с 88,5% до 17,7%. Иначе говоря, Николая Путилова можно считать одним из первопроходцев современного ВПК России.
Наконец, ещё одно ЧП, из которого России помог выпутаться все тот же Николай Иванович Путилов. Жестокая зима 1867-1868 годов привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Николаевская железная дорога между Петербургом и Москвой оказалась на грани полной остановки. Рельсы, привезённые некогда из-за границы, своё отслужили, навигация закончилась; уральские заводы изготавливали продукцию дорогую и низкого качества. Проблему надо было решать не просто быстро, а немедленно, как и в Крымскую войну. Говорят, Путилов явился к министру путей сообщения и пообещал: «Дайте мне мало-мальски железоделательный завод в долг, и я завалю Россию русскими рельсами. Причём из русских материалов и, конечно, русская рабочая сила. Дёшево, быстро и надежно». И опять выполнил обещание. Причём, решил проблему отечественного рельса не только молниеносно, а выполнив при этом все требования по прочностным и эксплуатационным характеристикам. При этом цена «путиловского рельса» оказалась на 30 % меньше цены английского или немецкого.
Путилов принял заказ на производство рельсов в начале января, а 20 января завод уже начал прокатку рельсов в три смены. Ну, а ещё позже путиловские заводы начали выпуск вагонов и паровозов. По мнению специалистов, Путилов создал в железнодорожном секторе некое подобие вертикально интегрированной компании, контролирующей всю производственную цепочку – добычу сырья, первичную переработку, транспортировку и выпуск конечной продукции.
Премудрости государственного управления, как и книжные науки, наследник осваивал, не торопясь, шаг за шагом. Когда в 1838 году Николаю I предложили включить сына в Государственный Совет, император согласился, но предоставлять новому члену совета право голоса счёл преждевременным. Лишь спустя время Александру разрешили не только слушать, но и высказывать своё мнение на совещаниях.
Уже в конце жизни Путилов приступил к реализации своей давнишней мечты – сооружению в Петербурге коммерческого порта, где должны были соединяться три торговых пути: морской, речной и железнодорожный. Как он говорил: «Я хочу, чтобы куль муки, погруженный в Саратове, прямо выгружался на борт океанского парохода». Не успел, смерть (1880 год) мечту опередила. Ну а сам проект, начатый Николаем Ивановичем, постепенно всё же реализовали. Через пять лет после его смерти в 1885 году 32-километровый канал между Кронштадтом и Петербургом открыли для судоходства, а новый Морской торговый порт заработал.
Путиловский завод
Как бы то ни было, благодаря Василию Жуковскому не только большому поэту, но и великому педагогу, Россия действительно Похоронили этого незаурядного человека, который столь много сделал для России, согласно его завещанию, в церкви, построенной на дамбе того самого Морского порта. Разумеется, рядом с Путиловским заводом. Как написал Александр II: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы». получила во главе страны прежде всего государственного деятеля и реформатора, а потом уже военного.
© 2015 МИА «Россия сегодня»